Внеурочная деятельность

Основные принципы организации внеурочной деятельности:
- учет познавательных потребностей учащихся и социального заказа родителей;
- учет кадрового потенциала образовательного учреждения;
- построение образовательного процесса в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
- соблюдение преемственности и перспективности обучения.
Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях общеобразовательного учреждения ребёнок получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существования – безоценочный, при этом  обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.
Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся. При организации внеурочной деятельности педагог может реализовывать часы, отведенные на внеурочную деятельности и в каникулярное время.
Внеурочная деятельность осуществляется во второй половине дня. Расписание занятий внеурочной деятельности составляется с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. Занятие длится 40 минут. При работе с детьми осуществляется дифференцированный подход с учетом возраста детей и этапов их подготовки, чередованием различных видов деятельности (мыслительной, двигательной). Наполняемость групп занятий внеурочной деятельностью от 10 человек, допускается и меньшее количество для занятий специфической направленности (сетевые проекты, психология общения, чтение книг на иностранном языке и др.) В состав группы могут входить как дети одной параллели, так и разновозрастные дети.      
Целью внеурочной деятельности в школе является создание условий для самоопределения, самовыражения учащихся, проявления и развития их творческих способностей, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
Внеурочная деятельность в гимназии решает следующие задачи:
-     создать комфортные условия для позитивного восприятия ценностей основного образования и более успешного освоения его содержания;
-     способствовать осуществлению воспитания благодаря включению детей в личностно значимые творческие виды деятельности, в процессе которых формируются  нравственные, духовные и культурные ценности подрастающего поколения;
-     ориентировать обучающихся, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности, на развитие своих способностей.

Содержание внеурочной деятельности

Содержание внеурочной деятельности формируется с учётом пожеланий учащихся и их родителей (законных представителей) и осуществляется посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, общественно полезные практики и т. д.
Внеурочная деятельность  опирается на содержание основного образования, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития. В рабочих программах занятий внеурочной деятельностью предусмотрены часы на ознакомление учащихся с основами проектной деятельности, а также предоставить возможность выполнения учащимися учебного проекта (группового/индивидуального).
План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, форму организации, объем внеурочной деятельности на уровне основного общего образования (до 1750 часов за пять лет обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности:
• духовно-нравственное,
• общеинтеллектуальное,
• общекультурное,
• спортивно-оздоровительное,
• социальное.

Духовно-нравственное направление

Целесообразность названного направления заключается в  обеспечении духовно-нравственного развития учащихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи. Программа «Я в этом мире» (5-6 классы) реализуется классным руководителем с целью духовно-нравственного воспитания гражданина России, патриота своей страны в форме бесед, круглых столов, экскурсий, выходов в театры, музеи и т.д., организации КТД, праздников, дней здоровья и других внеурочных мероприятий.

Духовно-нравственное направление представлено также занятиями по программе проектной деятельности «Патриоты большой и малой родины», предусматривающей прохождение маршрута "Русский дом", который представлен четырьмя учебными сетевыми проектами, направленными на воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. Эта задача признана государством приоритетной в Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности. Основная идея маршрута: "Я люблю тебя, Россия!"  Занятия представляют собой включение в учебно-сетевые проекты, реализуются блочно, в даты Всероссийских интернет-проектов:

 УСП ЖР
УСП ЖР
 УСП От поступка до подвига
УСП От поступка до подвига
 УСП Путь в 1000 миль
УСП Путь в 1000 миль
 УСП Семейная летопись
УСП Семейная летопись

УСП "Семь чудес нашего города"

УСП "По кузнецким улицам иду"

УСП "История города N"

УСП "Семейная летопись"

 

В учебно-сетевом проекте I четверти "Женщины России" принимают участие две команды: команда пятиклассников "Капельки" и команда шестиклассников "Червячки". Срок реализации проекта: 19 сентября - 29 октября 2016 г.

 

Общеинтеллектуальное направление ориентировано на развитие познавательных интересов детей, расширение их культурного кругозора, развитие интеллектуальных способностей. В рамках данного направления организуются занятия школьного музея, участие в различных олимпиадах, создающие условия для развития у детей познавательных интересов, формирующие стремление ребенка к размышлению и поиску. Формы проведения занятий разнообразные - викторины, конкурсы, познавательные игры и беседы, игры, олимпиады, интеллектуальные марафоны, предметные недели, праздники. Данное направление представлено программами: «Французский язык: первые шаги» (6 классы), направленной на развитие коммуникативной компетенции и совершенствование речевой культуры, развитию страноведческих знаний и т.д.; программой «Деревянное кружево» (5 классы), в рамках которой занятия проводятся в форме кружка по декоративно-прикладному творчеству, резьбе по дереву, изготовлению поделок. По итогам работы в данном направлении  проводятся конкурсы, выставки.

 

Общекультурное направление осуществляется в форме реализации программы «Художественный мир слова» (5-6 классы). Программа способствует формированию познавательного интереса, читательской и коммуникативной культуры школьников. Назначение данной программы – обучение учащихся пониманию художественного слова, формирование умения видеть поставленную автором проблему через осмысленное чтение, содействие воспитанию эстетической культуры учащихся, формирование интереса к русской и мировой литературе, развитие нравственных и гуманистических ценностей, расширение читательского кругозора, развитие устной и письменной речи школьников через выполнение практических творческих задач. По итогам работы в данном направлении  проводятся концерты, конкурсы, выставки.

Программа «Народные узоры» (5-6 классы) построена с учетом возрастных и психологических особенностей детей и направлена на развитие эмоциональной сферы ребенка, его эстетического вкуса, а также на стимулирование творческой деятельности по освоению народной культуры. Проводится в форме танцевального кружка. Итогами работы в данном направлении  являются танцевальные и творческие номера, представленные в праздничных и концертных программах, конкурсах.

Программа кружка изобразительного искусства «Творческая мастерская» (5 классы) направлена на формирование эстетического вкуса у детей, способностей к рисованию и декоративному оформлению композиций. По итогам работы кружка проводятся тематические выставки, конкурсы работ, проекты.

 

Спортивно-оздоровительное направление ориентировано на формирование интереса учеников к физкультуре и спорту, на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Данное направление представлено занятиями спортивной секции «Мини-футбол» (5-6 классы), которые направлены на развитие физических и психических качеств, творческое использование средств физической культуры, в частности мини-футбола, в организации здорового образа жизни. Внеурочные занятия обеспечивают развитие координации движений подростков, способствует развитию коммуникативных навыков работы в команде и соревновательной деятельности.

По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, соревнования, показательные выступления, дни здоровья.

 

Целесообразность социального направления заключается в активизации внутренних резервов учащихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на ступени основного общего образования, в формировании социальных, коммуникативных и конфликтологических компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.

Данное направление реализуется программами:«Юные инспектора движения» (5 классы), «Основы пожарной безопасности» (5-6 классы), «Психология общения» (5 классы), «Добротворцы» (6 классы).

Программа «Юные инспектора движения» (5 классы) формирует у учащихся социально значимые знания правил дорожной безопасности, потребность в соблюдении правил дорожного движения для самосохранения. Конкурсы шоу-программ по агитации дорожно-транспортной безопасности дают возможность детям проявить свои творческие способности, а владение основами медицинских знаний и умение оказывать первую помощь в аварийной ситуации помогает учащимся увереннее чувствовать себя в жизни.

Программа «Основы пожарной безопасности» (5-6 классы) направлена на создание условий для организации деятельности школьников по изучению правил пожарной безопасности и привлечения их к организации пропаганды пожаробезопасного поведения среди учащихся и населения в микрорайоне.

Программа «Психология общения» (5 классы) направлена на адаптацию подростков в обществе, способам выхода из психологически сложных ситуаций. Беседы, анкетирования, обсуждения, круглые столы и игры проводятся в актовом зале.

Программа «Добротворцы» (6 классы) направлена на формирование у детей культуры социального служения как важного фактора развития современного общества, на развитие детского волонтерского движения, основная идея которого – воспитывать поколение тех, кто способен помочь, понимающих, что важны не слова жалости, а отношения на равных и реальная помощь, основанная на уважении к человеку. Занятия проводятся блочно, в период проведения благотворительных акций, проектов в форме аудиторных занятий, затем в форме экскурсий, акций, выходов в учреждения.

Для организации  внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в гимназии имеются следующие условия: занятия в гимназии проводятся в одну смену, имеется спортивный зал, медицинский кабинет, кабинет технологии, кабинет музыки, библиотека, компьютерный класс, школьный музей, спортивная площадка. Спортивный зал оснащен необходимым оборудованием и спортивным инвентарем.

Материальная и техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам, а также техническим и финансовыми нормативам, установленным для обслуживания этой базы.
Занятия по внеурочной деятельности проводят опытные квалифицированные педагоги школы: учителя-предметники, классные руководители.

Рабочие программы по внеурочной деятельности разработаны в соответствии с методическим конструктором и локальным актом школы, утверждены на заседании педагогического совета школы. Таким образом, план  внеурочной деятельности  на 2016–2017 учебный год создаёт условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности учащихся.

 

План внеурочной деятельности МБНОУ "Гимназия № 17"

 

Нормативно-правовое обеспечение внеурочной деятельности